Алкоголь легко всасывается из желудочно-кишечного тракта. До 98% алкоголя метаболизируется в печени, от 2 до 10% его выводится через легкие и выделяется почками. Основная часть этанола (85%) окисляется ферментом алкогольдегидрогеназой (АДГ), находящейся в цитоплазме клеток желудка и печени, до ацетальдегида. Более токсичный чем этанол ацетальдегид под действием печеночного митохондриального фермента альдегиддигидрогеназы (АлДГ) окисляется дальше до ацетата через стадию ацетил-СоА- универсального носителя энергии. В обеих реакциях в качестве кофермента участвует никотинамиддинуклеотид (НАД), который восстанавливается до НАД·Н.
Этанол + НАД+ → Ацетальдегид + НАД·Н + Н+
Ацетальдегид + НАД+ + СоА → Ацетил-СоА + НАД·Н + Н+
От 10 до 15% этанола утилизируется в микросомах гладкого эндоплазматического ретикулума микросомальной этанолокислительной системой (МЭОС) гепатоцитов. Входящий в систему цитохром Р450 2Е1 участвует в метаболизме не только алкоголя, но и ряда лекарственных препаратов. При повышенной нагрузке на МЭОС она проявляет свойства самоиндукции, что в значительной степени обусловливает увеличение толерантности к алкоголю при хроническом злоупотреблении спиртными напитками. Но в то же время усиление работы МЭОС приводит к повышенному образованию токсических метаболитов лекарств, что может стать причиной поражения печени при приеме некоторых лекарств в терапевтических дозах.
Скорость утилизации алкоголя в значительной мере обусловлена генетическим полиморфизмом ферментных систем. АДГ кодируется пятью различными локусами на хромосоме 4. Преобладание наиболее активного фермента АДГ2, быстрее преобразующего этанол в ацетальдегид, служит причиной повышенной чувствительности к спиртным напиткам, проявляющейся тахикардией, потливостью, гиперемией лица. Данный фермент значительно чаще встречается у жителей Японии и Китая, чем у европеоидов. АлДГ имеет два изофермента: АлДГ1 и АлДГ2. АлДГ2 регулирует окисление основного количества ацетальдегида в ацетат. Возможны варианты наследования аллеля АлДГ2*1 (нормального аллеля) и АлДГ2*2 – анормального. Около 50% жителей Юго-Восточной Азии имеют дефицит АлДГ из-за наследования АлДГ2*2, что обусловливает плохую переносимость алкоголя у гомозигот по данному аллелю (ацетальдегид накапливается в значительных количествах). Если такие люди все же злоупотребляют алкоголем, то АБП у них развивается при употреблении меньших доз алкоголя и значительно быстрее, чем в остальной популяции.
Токсичность алкоголя в отношении печени не является строго дозо-зависимой. Наоборот, современные данные позволяют предположить существование пороговой дозы алкоголя, после которой значительно возрастает вероятность смерти от осложнений алкогольного цирроза печени. Индивидуальные различия в чувствительности печени к повреждающему действию алкоголя осложняют проведение исследований, посвященных АБП. Выраженность повреждения печени зависит от большого числа различных факторов и биохимических взаимодействий, помимо непосредственного действия этанола и ацетальдегида. До настоящего времени очень немного известно о факторах, влияющих на индивидуальную чувствительность печени к повреждающему действию алкоголя.
Помимо количества употребляемого алкоголя, на степень повреждения печени влияют генетические факторы, ответственные за метаболизм этанола и обмен железа, особенности питания, состояние окислительной и антиокислительной систем, межклеточные взаимодействия, инфекция гепатотропными вирусами, употребление лекарств и многое другое. Женщины в большей степени подвержены гепатотоксическому действию этанола, чем мужчины. При одинаковом употреблении алкоголя у них наблюдаются более высокие концентрации этанола в крови и более тяжелые формы поражения печени, развивающиеся в более короткие сроки от начала систематического злоупотребления алкоголем. Предполагается, что это связано с относительно низкой концентрацией АДГ в желудке, из-за чего в печень женщин поступает большее количество этанола, чем у мужчин.